seo продвижение

Социологические исследования

Социологические исследования

В окружающем мире мы всегда сталкиваемся с измерениями, с числовыми показателями, расстоянием, массой, температурой и т.д. Социологические исследования также можно измерить математически.

социологические исследованияНа сегодняшний день человеческое общество научилось измерять даже такие нематериальные величины, как общественные феномены и процессы.

Казалось бы, как измерять эмоции и чувства, настроение и психическое состояние людей, их социальную жизнь?

Как определяется уровень развития интеллекта человека, его престиж, статус?

Все это оказалось возможным определить при помощи точного метода математического анализа.

 

Методы измерений в социологии

Так что же такое измерение в социологии, и каковы его методы?

Для начала стоит разъяснить само понятие измерения в социологической науке.

Существуют следующие методы исследования общественных явлений и процессов:

Эксперимент

1. Эксперимент, предполагающий погружение испытуемых в естественную или лабораторную среду. Проводится он в четыре этапа.

На первом этапе формируется проблема, которую необходимо исследовать, определяется общий план эксперимента.

Второй этап подразумевает собой поэтапную разработку каждой из поставленных задач и процедур. Эксперимент как таковой проводится на третьем этапе.

По завершению исследования проводится сбор данных и их детальный анализ. В конце концов, выясняется – верна ли первоначальная гипотеза.

Наблюдение

2. Наблюдение.

социологические исследованияСоциологическое наблюдение – представляет собой фиксирование наблюдаемых исследователем свойств и особенностей человеческого поведения. Состоит из записи на разнообразные носители (бумага, фото/видеофайлы и тд.) эмоций, мимики, поведения людей и последующий анализ собранной информации.

Сегодня все чаще анализируются интернет-порталы (например, социальные сети) вместо привычного всем реального наблюдения. Этот метод исследования по праву считается самым доступным из всех. Даже неквалифицированному в этой сфере человеку под силу методом наблюдения провести собственное исследование при помощи подручных средств.

Опрос

3. Опрос. Социологический опрос – широко распространенный метод исследования, используемый для изучения мнения конкретного слоя людей по поставленному вопросу. Опрос является самым популярным методом, так как он более прост в исполнении, чем эксперимент, но гораздо точнее обыкновенного наблюдения. Опрос подразделяется на два типа: интервью и анкетирование. В первом случае исследователь (интервьюер) лично общается с опрашиваемым, задает вопросы и записывает ответы.

социологический опросИнтервью бывает двух видов: личное и телефонный опрос. Под личным интервью подразумевается индивидуальное и групповое интервью «с глазу на глаз». Для получения ответов по конкретной теме используется телефонный опрос. В отличие от личного интервью, телефонный опрос не позволяет раскрыть личность опрашиваемого с разных сторон. В втором случае респондентам предоставляется специально подготовленные анкеты, которые представляют собой набор вопросов, необходимых для определенного исследования. Одним из самых весомых доводов использования анкетирования является анонимность опрашиваемого. Однако всегда существует вероятность, что респондент не будет заинтересован в правдивости своих ответов, а, значит, исследователь должен учесть этот фактор при анализе.

Проводя социологические исследования и маркетинговые исследования возможно получить довольно детальную картину окружающей действительности. Таким образом, при грамотном и подходящим использования каждого из существующих методов мы можем изучать современное общество во всех его проявлениях.